Информация, оборудование, промышленность

Системы кислородного питания экипажей

Системы кислородного питания и высотного снаряжения экипажей обеспечивают необходимое парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе, когда оно в атмосфере кабины становится ниже нормы, а также в случае разгерметизации или аварийного покидания кабины.

Поддерживать на заданном уровне парциальное давление кислорода с помощью систем кислородного питания можно двумя методами:
а) за счет обогащения вдыхаемого воздуха кислородом, увеличивая его процентное содержание по мере уменьшения атмосферного давления. Такой метод оказывается действенным лишь до высоты 12 км, так как на высоте 10 км уже необходимо подавать чистый кислород;
б) путем создания избыточного давления кислорода в легких, возрастающего с уменьшением атмосферного давления. Возникающие при этом трудности состоят в том, что человеческий организм не приспособлен к дыханию под избыточным давлением. Значительные избыточные давления приводят к нарушению ритма дыхания, кровообращения, происходит расстройство органов зрения и слуха. Для предупреждения подобных явлений необходимо создавать противодавление на тело человека, равное избыточному давлению в легких. Это осуществляется с помощью компенсирующих устройств, к которым относятся жилеты, компенсирующие костюмы, гермошлемы.

Существующая компенсирующая одежда позволяет обеспечивать компенсацию избыточного давления в легких непродолжительное время, ограниченное 10-15 минутами. Это ограничение связано с физической выносливостью организма к чисто механическим внешним воздействиям. Поэтому метод избыточного давления используется только в аварийных случаях при покидании летательного аппарата и при внезапной разгерметизации кабины на высотах более 12 км, с целью возможности снижения до безопасной высоты полета.

В зависимости от назначения, системы кислородного питания делятся на:
- стационарные или бортовые, обеспечивающие дыхание в нормальных условиях полета;
- переносные, употребляемые при передвижении членов экипажа;
- парашютные (или аварийные) используемые при покидании летательного аппарата, либо при отказе стационарной системы.

По принципу подачи кислорода различают системы с непрерывной, прерывной и комбинированной подачей. Системы кислородного питания могут быть с избыточным давлением и без избыточного давления.
В общем случае система кислородного питания включает в себя:
- емкости для хранения необходимого запаса кислорода;
- бортовую арматуру, к которой относятся зарядные штуцера, обратные клапаны, трубопроводы, кислородные вентили, понижающие редукторы, комбинированные индикаторы жизнеобеспечения, шланги и т. п.;
- регуляторы кислородной подачи, обеспечивающие потребный расход кислорода в зависимости от высоты полета и величины легочной вентиляции;
- парашютную или аварийную систему;
- высотное снаряжение.

Источник: http://npmavia.ru/