Информация, оборудование, промышленность

Специальные виды фанеры.

К специальным видам фанерной продукции относятся: фанера большеформатная, огнезащищенная, ламинированная фанера она же опралубочная, бакелизированная, декоративная, гнутоклееные и плоскоклееные заготовки, столярные плиты и другие клееные слоистые материалы со специальными свойствами. Однако эти виды продукции занимают незначительный удельный вес в общем объеме продукции, выпускаемой фанерными предприятиями. Рассмотрим, является ли экономически обоснованной такая структура выпускаемой этими предприятиями продукции, в которой наибольший удельный вес занимает фанера общего назначения.

Работа ряда предприятий, выпускающих фанерную продукцию специального назначения, показывает, что такая продукция является высокорентабельной. Так, например, рентабельность большеформатной фанеры составляет около 30%, а рентабельность гнутоклеенных заготовок и столярных плит достигает 40-50%. Реализация такой продукции является эффективной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Например, стоимость столярных плит превышает стоимость деловой древесины в 15 раз.

Повышение удельного веса таких материалов в структуре выпускаемой продукции фанерных предприятий особенно актуально в связи с тем, что одной из главных проблем лесопромышленного комплекса является неразвитость глубокой переработки древесины. В валютной выручке России доля круглого леса составляет третью часть. Это свидетельствует о несовершенной внутриотраслевой структуре производства лесопромышленного комплекса и неразвитости химической и химико-механической переработки древесины. Структура экспорта ЛПК остается неудовлетворительной – доля круглого леса в валютной выручке с 1990 года увеличилась с 28,4% до 32,4%, то есть ЛПК в основном поставляет на внешний рынок лесопродукцию низкой переработки. Фанера, которая является продукцией достаточно глубокой технологической переработки древесины, пользуется устойчивым спросом на внешнем рынке, и хотя ее доля в общей валютной выручке невелика, но имеет тенденцию к увеличению, то есть она увеличилась с 4,5% (1990) до 7,9%(1998).

Невысокий удельный вес фанерной продукции в общей валютной выручке ЛПК связан прежде всего с тем, что за прошедший 10-летний период не произошло положительных изменений в структуре производства этих видов клееных материалов. Так, в 1999 году доля большеформатной фанеры составляла 16% при общем объеме 1319 тыс. м3, в то время как в 1990 году доля выпуска составляла 26,3%, при общем объеме 1597 тыс. м3. Мало производится и других специальных видов данной продукции.

Доля специальных видов продукции низкая: большеформатная фанера составляет 23,1%, огнезащищенная 1,1%, а ламинированная фанера вместе с бакелизированной и другими специальными видами составляет всего лишь 0,3%.

Фанера по своим физико-механическим и эксплуатационным свойствам является материалом конструкционного назначения. Поэтому наиболее эффективная сфера ее применения – строительство, судостроение, транспортное машиностроение, причем для этих отраслей промышленности нужны специальные клееные материалы больших форматов. Однако в настоящее время в России фанерная продукция используется в строительстве всего лишь 7%, в производстве мебели 38% и в производстве тары 25%. То есть сфера ее применения крайне неэффективна, так как в производстве мебели и в производстве тары целесообразно использовать другие материалы, например ДВП. Для сравнения, в России производят 1 млн. м3 фанеры, причем в строительстве, как отмечалось, используется 7%, в то время как в США выпускают более 20 млн. м3 ( в основном вся фанера фсф большеформатная), и на нужды строительства идет около 85% всей произведенной фанеры. В Европе производят 2,5 млн. м3 фанеры и еще столько же импортируют. Практически вся эта продукция используется как конструкционный материал.

Следует отметить, что по оценкам специалистов, объемы производства специальной фанерной продукции в России не соответствуют существующему высокому спросу на данные виды продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Причем особенно в машиностроении наблюдается тенденция увеличения спроса на такую продукцию. Связано это с тем, что в 1999 году производство продукции машиностроения увеличилось на 14% по оценке к уровню 1998 года. Возрос выпуск таких видов техники, где особенно используются высококачественные пиломатериалы, фанера и плиты. Это грузовые и пассажирские вагоны, грузовые и легковые автомобили. Ориентация на выпуск большеформатной, ламинированной и влагостойкой фанеры позволит значительно разнообразить удовлетворение конструкторских запросов, а также повысить качество отделки многих видов продукции машиностроения и повысить пожаробезопасность транспортных средств и строительных объектов.

Выпуск фанеры специальных видов требует наличия специальной оснастки или специального оборудования (прессы с плитами большого размера, металлические полированные прокладочные листы, пропиточное оборудование и др.). Однако из-за тяжелого финансового состояния у большинства предприятий нет достаточных средств на замену изношенного и приобретение нового оборудования, необходимого для производства такой продукции. Тем более, что это оборудование является дорогостоящим. Проблема осложняется тем, что у предприятий нет средств даже просто на обновление оборудования на котором производится фанера ФК  обычных форматов (1525х1525мм). В настоящее время основной объем фанеры ФК производится на оборудовании выпуска до 1993 года. К 1998 году основное технологическое оборудование достигло почти полного износа. Оборудование, превышающее амортизационные сроки эксплуатации, по состоянию на 1 января 1998 года составляло: лущильные станки – 86,3%, сушильные станки – 92,3%, клеильные прессы – 92,8%, шлифовальные станки – 84,6%.

В таких условиях для предприятий особенно актуальными становятся инвестиционные проекты, не требующие больших капитальных вложений. К таким проектам относятся производство гнутоклееных и плоскоклееных заготовок и столярных плит, ранее (до 1950-1960гг.) являющихся традиционной продукцией фанерных заводов. Однако за последние десятилетия эти традиции были утрачены. Анализ показывает, что такая продукция пользуется высоким спросом на мировом рынке и отличается повышенной рентабельностью (40-50%), по сравнению с другими видами клееных слоистых материалов. Из гнутоклееных деталей собирают мебель для отдыха, офисную мебель, фасады для кухонь и корпусной мебели, детскую и школьную мебель, мебель для гостиниц и общественных зданий. Данная мебель имеет широкое распространение на рынках Западных стран. По данным Центра по развитию мебельной промышленности срок окупаемости капитальных вложений в такие проекты составляет около полутора лет. И особенно важно, что в настоящих экономических условиях эти производства могут быть организованы на фанерных предприятиях на отечественном оборудовании и сырье, причем требуемое оборудование недорогое (ваймы, пресс-формы и др.).

Таким образом, из приведенных данных ясно, что тенденция развития фанерных заводов должна быть направлена на выпуск специальных видов фанерной продукции, особенно продукции конструкционного назначения. Инвестиционные проекты для организации производства большеформатной, огнезащищенной и других специальных видов фанеры требуют крупных капиталовложений, поэтому не могут быть реализованы предприятиями без государственной поддержки. В то же время, организация производства гнутоклееных заготовок и столярных плит может быть осуществлена за счет собственных финансовых ресурсов предприятий.

Таким образом, переориентация предприятий на специальные виды фанеры позволит повысить в целом эффективность отрасли и экспортного потенциала лесопромышленного комплекса.