Задвижки – это неотъемлемая часть трубопроводной арматуры, предназначенная для регулирования потока рабочей среды путем его перекрытия или открытия. Эти устройства находят широкое применение в различных сферах, от коммунального хозяйства до нефтегазовой промышленности, благодаря своей надежности и долговечности.
Основными материалами для изготовления корпусов задвижек являются сталь и чугун. Стальные задвижки выбирают для трубопроводов, работающих под высоким давлением и температурой, поскольку сталь обладает высокой прочностью и устойчивостью к агрессивным средам. Чугунные задвижки, в свою очередь, применяются в системах с меньшими требованиями к давлению и температуре, благодаря их стоимости и хорошим антикоррозийным свойствам.
Принцип работы задвижек заключается в перемещении затвора, который может быть выполнен в виде клина, диска или шара, в зависимости от типа задвижки. Клиновые задвижки обеспечивают плотное прилегание затвора к седлу, что идеально подходит для систем с высоким давлением. При повороте рукоятки или воздействии на привод, шпиндель перемещает затвор, изменяя тем самым поток рабочей среды в трубопроводе.
Тип привода задвижки может быть ручным, электрическим, пневматическим или гидравлическим. Выбор типа привода зависит от условий эксплуатации и требуемой автоматизации процессов. Затворы бывают клиновые, параллельные или шаровые, каждый из которых имеет свои преимущества в определенных условиях работы.
Шпиндель задвижки, взаимодействующий с гайкой, обычно изготавливается из углеродистой или нержавеющей стали (НЖ), что обеспечивает его прочность и устойчивость к коррозии. Материал гайки также подбирается с учетом условий эксплуатации, чтобы обеспечить долговечность и надежность механизма.
Сальниковая набивка задвижки служит для предотвращения утечки рабочей среды через шпиндель. Она может быть выполнена из различных материалов, включая асбест, PTFE (тефлон) и другие, в зависимости от химической активности, температуры и давления рабочей среды.
Уплотнители фланцев играют ключевую роль в обеспечении герметичности соединений в трубопроводных системах, где используются задвижки. Эти элементы представляют собой прокладки, которые устанавливаются между фланцами задвижки и трубопровода, предотвращая утечку рабочей среды.