Информация, оборудование, промышленность

Виды транспортных контейнеров для грузоперевозок

Контейнеры — тара, применяемая для транспортировки и хранения грузов любого типа. Обычно они производятся из металла. Емкость защищает груз от неблагоприятных внешних воздействий и позволяет довезти его без повреждений. Для доставки используются разные виды транспортных средств: автомобильные, водные, воздушные и железнодорожные. Тара тоже отличается по своим параметрам. Рассмотрим, какие существуют виды контейнеров для перевозки грузов.

Виды контейнеров

Чтобы сделать доступными международные грузоперевозки, была разработана единая классификация контейнеров. Она описана в стандарте ИСО 830-1981. Одинаковое строение и габариты емкостей значительно упрощают международные перевозки. Контейнеры должны соответствовать следующим требованиям:

  • Конструкция, позволяющая перевозить товар без погрузо-разгрузочных работ. Т. е. содержимое контейнера перемещается исключительно в нем, а не отдельно.
  • Высокая прочность. Емкость должна хорошо выдерживать механические нагрузки.
  • Наличие приспособлений для быстрой погрузки.
  • Соответствие общепринятым размерам.

Классификация емкостей осуществляется в зависимости от их объема, строения, типов товаров, для которых они предназначены, и других параметров. Выделяют специальные и универсальные виды грузовых контейнеров. Рассмотрим их более подробно.

Универсальные контейнеры

Универсальные контейнеры не подходят для авиаперевозок. Они применяются для доставки грузов, не требующих сложных условий хранения. В их числе товары народного потребления, мебель, продукты питания, промышленные изделия и др.

Такие контейнеры — один из наиболее распространенных и часто используемых вариантов. Их международное наименование: Dry (сухой) Container. Это металлические ящики с прочным каркасом. Они имеют дверь распашного типа на торцевой стороне и запорные устройства.

По длине тара делится на следующие виды:

  • 20-футовые. Есть стандартные модели (20 DC) и с увеличенной высотой (20 HC — High Cube).
  • 40-футовые. Они также имеют разновидности 40 DC и 40 HC. Такая тара подойдет для доставки крупных партий товаров.
  • 45-футовые. Есть только высокий вариант (45 HC).

Чтобы груз не был поврежден в процессе перевозки, его нужно правильно закрепить. Для защиты от кражи дверь пломбируют. Таким образом посторонние не имеют доступа к содержимому. Также важно правильно использовать внутреннее пространство. Это позволит сэкономить средства. Внутри не должно оставаться слишком много свободного места. Ящик лучше подбирать в зависимости от количества доставляемых грузов.

Контейнеры различаются и по объему. Здесь выделяют следующие виды:

  • Малотоннажные (до 2,5 тонн).
  • Среднетоннажные (до 10 тонн). Для доставки личных вещей и небольших партий товаров наибольшей популярностью пользуются емкости 3 и 5 тонн.
  • Крупнотоннажные (более 10 тонн).

Есть отдельные модели для насыпных грузов (строительных материалов, зерна и др.). Их отличают специальные отверстия для заполнения и опорожнения навалочным способом. Также есть модели с вентиляцией. Они применяются для доставки товаров, требующих постоянного воздухообмена (чая, специй, кофе и др.).

Специальные контейнеры

Специальные емкости применяются для перевозки грузов, требующих определенных условий. Здесь выделяют следующие виды транспортных контейнеров:

· Open top. Такие модели отличаются съемной крышей. Они нужны для объектов, которые нельзя загрузить через боковую дверцу. Съемная часть может быть пластиковой или брезентовой. Есть модели с крышей из жесткого материала.

· Open Side. Ящик имеет откидные продольные стенки.

· Flat rack (платформа). Это хорошее решение для доставки негабаритных объектов. В их числе спецтехника, оборудование, пиломатериалы и др. Платформа не имеет крыши и боковых панелей. Ее торцевые стенки могут откидываться. Такой вариант не подойдет для перевозки предметов, которые могут быть повреждены из-за атмосферных осадков. Ведь верх остается открытым. Платформа имеет приспособления для надежного крепления груза.

· Рефрижераторный контейнер. Данные модели оснащены оборудованием для охлаждения или обогрева емкости. Их основное назначение — доставка грузов, которые испортятся без соблюдения температурного режима. В их числе замороженные пищевые продукты, лекарства и др. Для обеспечения нужно температуры требуется источник электропитания.

· Изотермическая тара. Стенки такой емкости состоят из нескольких слоев. Снаружи применяется ударопрочный материал. Для создания среднего слоя применяется термоизолятор. Такая система позволяет создать внутри емкости температурный режим, который не будет изменяться.

· Цистерна. Популярное название модели — танк-контейнер. Такая конструкция предназначена для доставки жидких и газообразных грузов. Цистерна производится из нержавеющей или углеродистой стали. Она закреплена в жестком каркасе, который выполняется из металла. Резервуар может быть с

двойными стенками. Есть модели, где внутреннее пространство разделяется на секции. Существуют разные виды такой тары: IMO0 (для пищевых продуктов), IMO2 (для неопасных химических соединений), IMO1 (для кислот, щелочей), IMO50 (для сжиженного газа и других веществ, которые быстро воспламеняются и требуют сохранения определенного давления).

Какая тара используется в перевозках разного типа

Различные виды и типы контейнеров производятся для определенных транспортных средств. Современные универсальные модели позволяют осуществлять мультимодальные перевозки. Т. е. доставку грузов по одному договору несколькими видами транспорта. Наличие специальной тары позволяет не тратить много времени на погрузо-разгрузочные работы. Рассмотрим, какие модели контейнеров чаще всего используются при грузоперевозках разного типа.

Доставка автомобильным транспортом

При помощи автомобиля можно перемещать контейнеры с наполняемостью до 24 тонн. Если расстояние небольшое — это самый популярный транспорт. Тару перевозят при помощи бортовых автомобилей, тягачей, полуприцепов. На платформах можно расположить не одну, а несколько небольших единиц. Грузы перевозят как в универсальных контейнерах, так и в рефрижераторах, изотермической таре, цистернах.

Перевозка воздушным транспортом

Авиационные перевозки являются самым быстрым способом доставки грузов. Их выбирают, когда нужно сэкономить время. При помощи самолета можно доставить груз в труднодоступные районы. Контейнеры, используемые для перевозок по воздуху, имеют свою классификацию. Здесь могут использоваться емкости с холодильными установками, традиционные и разборные модели. Применяется максимально облегченная тара с алюминиевым каркасом. Вместо стенок могут быть мягкие шторки.

Железнодорожные грузоперевозки

Для таких перевозок используются 20 и 40-футовые контейнеры (классические и с увеличенной высотой). Также применяется тара для доставки сыпучих продуктов, платформы, open top, резервуары для грузов, требующих специальных температурных условий.

Перевозка морским транспортом

Виды морских контейнеров аналогичны большинству моделей для сухопутных грузовых перевозок. Но такая тара не должна пропускать воду. Часто используются закрытые вентилируемые контейнеры. Это позволяет обеспечить необходимый воздухообмен. Вентиляция бывает двух видов:

  • Принудительная (механическая).
  • Естественная. В таре есть небольшие отверстия.

Контейнеры для морского транспорта подбирают, так, чтобы тара могла использоваться в мультимодальных перевозках. При применении наливных моделей жидкость не должна занимать более 80% объема. Тогда она не расплескается при шторме. Среди популярных моделей выделяют изотермические контейнеры, рефрижераторы, модули с воротами на длинной стенке, цистерны, open top. Тара обычно имеет длину 20, 40 или 45 футов, ширину 8 футов и высоту 8-8,5 футов.

Преимущества использования контейнеров

Контейнерные грузоперевозки имеют следующие преимущества:

  • Многооборотность. Резервуар можно использовать несколько раз.
  • Хорошая защита груза. За счет герметичности швов внутрь не попадает влага, пыль и солнечный свет.
  • Многообразие форм и размеров. За счет этого тару можно подобрать практически для всех видов грузов.
  • Безопасность. Запорные устройства пломбируются. Это позволяет предотвратить кражи. Пломбы могут быть обычными или электронными.
  • Прочность. Резервуар производится из металла и хорошо противостоит внешним воздействиям.
  • Ускорение погрузочных работ. Контейнер можно быстро перемещать с одной площадки на другую.
  • Универсальность. Один контейнер подходит для доставки сборных грузов. В такой таре можно перевозить негабаритные предметы, личные вещи, оборудование, пищевые продукты, химические соединения.

Наличие установленных стандартов делает значительно проще логистику внутренних и международных грузовых перевозок. Сочетание нескольких видов транспортных средств позволяет оптимизировать затраты. В ожидании погрузки товар хранится в закрытой емкости. Это защищает его от повреждений и краж. Контейнер выбирают в зависимости от особенностей груза, его габаритов, наличия или отсутствие необходимости в поддержании особых температурных условий.