Информация, оборудование, промышленность

Механизмы якорно-швартовных устройств

Якорно-швартовные механизмы судна представляют собой механизмы, которые служат для отдачи якоря, удержания судна на якоре, подъема якоря или для других операций со швартовными концами при стоянке судна у причала либо у борта другого судна. Якорное устройство судна состоит из якорного механизма (шпиль, брашпиль, лебедка), якорной цепи, якоря, якорных клюзов, винтовых стопоров, цепного ящика и механизма аварийной отдачи якорь-цепи. Судовое швартовное устройство может включать, как сам механизм – шпиль / брашпиль / лебедка, так и средства набивания, фиксации, хранения швартовных концов – кнехт / утка / киповая планка / вьюшка.

Основной элемент якорного механизма – цепная звездочка, которая при вращении проводит звенья цепи в силовом натяжении и отдает их в свободном натяжении для накопления в цепной ящик. Якорные брашпили имеют горизонтальное положение оси звездочек, тогда как для шпилей - вертикальное положение оси. На судах в качестве механизма работы с якорем встречаются якорно-швартовные лебедки; они также используются для глубоководной стоянки.

Брашпили: устройство и работа

Основное назначение брашпиля, в независимости от типа привода и конструктива, – это обеспечение подъема якорей с расчетной глубины со скоростью подъема не менее установленной классификационными требованиями для якорных механизмов. Брашпили отличаются горизонтальным исполнением рабочего вала. Они обслуживают, как правило, цепи левого и правого бортов, обеспечивая раздельную работу звездочек. Таким образом брашпиль оснащается двумя цепными звездочками, которые расположены либо на одном, либо на двух самостоятельных валах. Брашпили, как и другие якорные устройства, оборудуются ленточным тормозом.

Устройство брашпиля включает:

  • привод (электродвигатель, гидромотор, силовой автономный механизм)
  • редуктор
  • цепные звездочки
  • швартовные турачки
  • средства соединения частей механизма для швартовной задачи
  • средство управления приводом

Брашпили российского производства, как правило, оснащаются электрическим многоскоростным приводом.

Шпили баллерные и безбаллерные – что лучше?

Швартовный шпиль — это механизм с вертикальным барабаном, который дает возможность принимать швартовый канат. Шпиль устанавливается на суда морского и речного флота и бывает, как сугубо швартовного, так и якорно-швартовного назначения. Шпили применяются для выбирания синтетического, растительного и стального каната. Имеет две-три скорости выбирания каната – это позволяет управлять тяговыми усилиями и влиять на продолжительность работы устройства.

Шпили бывают безбаллерные и баллерные, которые в свою очередь подразделяются на три подвида: однопалубные, автоматические, двухпалубные.

Электродвигатель и приводной механизм электрических швартовных безбаллерных шпилей находятся внутри барабана шпиля и состоят из трех пар цилиндрических зубчатых передач. Такой конструктив компактен, обеспечивает надежность всей конструкции, повышает КПД шпиля, сокращает трудоемкость монтажа шпиля на судне.

Баллерный швартовный электрический шпиль отличается тем, что двигатель и редуктор смонтированы на одной раме. Его конструкция предполагает удобный монтаж на судне, а также позволит быстро заменить механизмы агрегата. Минусом является то, что швартовный канат может задевать за электродвигатель. Сложность подхода к барабану затрудняет его обслуживание, так как при небольшом тяговом усилии на турачке баллерный шпиль занимает достаточно много места на палубе.

Электрические баллерные однопалубные шпили, двигатель которых расположен под палубой и оснащен червяным редуктором, освобождают палубу от механизмов и обеспечивают удобное взаимодействие со швартовами.

Баллерные электрические двухпалубные шпили защищают механизмы от атмосферных воздействий и отличаются менее трудоемким монтажом и более высоким КПД.

Канаты автошвартовочных шпилей при использовании не подвергаются влиянию окружающей среды, так как автошпиль содержит устройство, автоматически контролируемое натяжение швартовного троса при изменении осадки судна, приливах-отливах. Одна часть такого шпиля отведена под хранение каната. Все это снижает численность экипажа, принимающего участие в швартовных работах. Отпадает надобность во вьюшке для швартовного каната, сокращается площадь палубы, которая обычно отводится под швартовное устройство.

Швартовные лебедки: виды и назначение

Данный вид лебедки нужен для постановки судна вплотную к линии причала, другому судну либо к стенке и всегда выполняется в горизонтальном виде. Палубные лебедки бывают простыми и автоматическими. Лебедки подтягивают плавсредство во время швартовки, удерживая его на тросах, закрепленных на кнехтах. Во время стоянки судна его тросы то растягиваются, то сжимаются, что неудобно, так как персонал вынужден постоянно проверять натяжение тросов, то и дело выбирая слабину либо вытравливая тросы.

Более удобным решением считаются автоматические лебедки, которые разработаны для подтягивания и удержания судна с постоянно заданным натяжением троса. В этом случае автоматически регулируется выбирание слабины либо вытравливание швартовного троса. Это дорогостоящий механизм, для которого требуется много места на палубе, а также специально обученный персонал для квалифицированной эксплуатации. Автоматические швартовные лебедки применяются на больших грузовых судах, оснащенных мощной энергоустановкой, как правило, это танкеры, контейнерные суда и рудовозы. На таких судах активно внедряются скоростные способы погрузки-разгрузки, что существенно сокращает время стоянки.

Лебедки швартовные бывают с гидравлическими, электрическими, пневматическими приводами, выпускаются комбинированными и самостоятельными. Комбинированный вариант применяется в обслуживании якоря, а также для грузовых и швартовных работ. Управление швартовной лебедкой может быть, как местным, так и дистанционным.