Информация, оборудование, промышленность

КИНЕФ продвигает стратегию конкурентоспособности

КИНЕФ продвигает стратегию конкурентоспособности

В Киришах начинается новый этап развития нефтеперерабатывающего завода - строительство комплекса глубокой переработки нефти.

Столь масштабное мероприятие обусловлено современными тенденциями развития отрасли - без высокотехнологичных, наукоемких производств в XXI веке на мировом рынке делать нечего. И сейчас крупнейшему предприятию региона важно успеть заложить фундамент будущего благополучия.

Киришский НПЗ (КИНЕФ) с момента своего основания был ориентирован на производство мазута. Причем больше половины его продукции шло на экспорт, остальное  для обеспечения топливом региона.

Тогда в 60-х страна могла себе позволить получать из нефти лишь небольшой процент светлых нефтепродуктов - бензин, керосин, дизельное топливо. Но теперь это экономически не оправдано.

Потребность в мазуте неумолимо снижается. И «виной» тому современные направления развития нефтеперерабатывающей промышленности. Сегодня они, с одной стороны, определены ужесточением экологических требований к качеству всех видов моторного топлива, масел и т.п. С другой - постоянным повышением спроса на продукты высокотехнологичных нефтехимических производств.

Поэтому стратегия производства и экспорта конкурентоспособной продукции обязывает сменить приоритеты - с производства мазута на увеличение отбора светлых нефтепродуктов, выпуск высококачественных и экологически чистых видов топлива. С последующим развитием нефтехимии.

В данной ситуации рациональным решением модернизации Киришского НПЗ является создание комплекса глубокой переработки нефти на базе гидрокрекинга мазута. Это позволит увеличить получение светлых нефтепродуктов до 70% и более.

Мы попросили генерального директора ООО «КИНЕФ» - вице-президента ОАО НК «Сургутнефтегаз» В. Е. Сомова прокомментировать ситуацию.

- Вадим Евсеевич, как будет развиваться процесс модернизации комбината?

 - Подготовка территории под строительство комплекса глубокой переработки уже завершена, закончено и рабочее проектирование. В мае начинаем закупать оборудование - в России и за рубежом. Монтаж мы рассчитываем начать в 2003 г. И если все пойдет по графику, то первую очередь - гидрокрекинг - пустим в эксплуатацию в 2005 году.

Это станет первым этапом модернизации комбината. Следующим - создание нового нефтехимического производства. Оно позволит увеличить долю нефтехимического сырья с 2 до 60% от объема перерабатываемой нефти. Именно такое соотношение является высокотехнологичным и говорит о наиболее рациональном использовании природных ресурсов.

- Будут ли увеличены объемы перерабатываемой нефти после ввода комплекса в эксплуатацию?

- Нет. Речь идет о вторичной переработке для получения продукции принципиально другого, высокого качества. Это позволит нам заменить экспорт мазута экспортом готового топлива, отвечающего мировым стандартам.

- Кто будет строить комплекс?

- Это мы узнаем по результатам тендера, который, вероятно, проведем в сентябре.

- Во что обойдется модернизация комбината, кто ее
финансирует, помогает ли государство?

- Финансировани ведется за счет собственных средств компании ОАО «Сургутнефтегаз». Объемы до 2005 года составят порядка 700 миллионов долларов - точную цифру сейчас назвать сложно, возможно больше. Нельзя экономить на качестве - плохое оборудование мы покупать не будем.

К сожалению, российский рынок может предложить от силы 30% необходимого нам оборудования. Все остальное мы вынуждены приобретать за рубежом. Поэтому едва ли не седьмая часть от всего объема финансирования уйдет на налоги и таможенные пошлины.

Эффективного механизма предоставления льготного режима по уплате таможенных платежей в отношении оборудования, не имеющего отечественных аналогов, в России нет. И это сильно тормозит процесс повышения конкурентоспособности отечественной продукции
на мировом рынке, хотя именно так государство могло бы реально увеличить объем валютных отчислений в бюджет.

Отсрочка платежей по НДС до момента начала производства продукции также могла бы стать логичным и посильным вкладом государства в модернизацию крупных предприятий. Но и на это пока рассчитывать не приходится.