Информация, оборудование, промышленность

Традиция заботиться о людях

Традиция заботиться о людях

О том, с какими трудностями сталкиваются сегодня пассажирские автопредприятия России, известно: техника изношена, а новой нет, плохо с горючим, запчастями, слишком велико число льготных категорий пассажиров, дотации на их обслуживание не покрывают даже части эксплуатационных расходов.

В этом отношении Орловское муниципальное пассажирское автопредприятие N 1 ничем не отличается от других. Однако, несмотря на многочисленные нехватки, здесь бережно относятся к самому главному ресурсу - кадровому. Создание безопасных условий труда работников было и остается важнейшей задачей профсоюзной организации, руководства предприятия.

 Визитная карточка транспортников - состояние автопарка.

Автобусы, подготовленные к работе и выстроившиеся ровной шеренгой на просторном дворе автопредприятия, отнюдь не новые. Но "старички" выглядят бодро, чисто вымыты, опрятны. Это - несмотря на непогоду.

- Своя автомойка выручает, - объясняет начальник отдела охраны труда и техники безопасности Леонид Левин. - А теперь под ноги посмотрите, - предлагает он. На асфальтовом покрытии двора хоть танцуй: ни ям, ни выбоин.

- Следим за этим внимательно, - рассказывает Левин. - В колдоговор закладываем как одно из мероприятий, предотвращающих производственный травматизм.

О колдоговоре речь впереди, а пока заглядываем в производственные помещения. В гараже идет обычная работа. В просторном ремонтном блоке чисто, светло. Ямы освещены, везде ровные ступеньки. В мастерских, где установлены станки для металлообработки, обращаю внимание на такие детали, как ограждения вращающихся и режущих частей механизмов, защитные очки на глазах рабочих. И здесь оборудование не новое, прослужившее, наверное, не один десяток лет, но порядок, в котором оно содержится, говорит о постоянной заботе.

- У нас каждое рабочее место аттестовано, - поясняет Леонид Левин. - Еще в 1994 году, одними из первых в области, провели эту работу.

На втором этаже - тихо. Здесь находятся раздевалки, душевые, туалеты. Раздевалки закрыты на замки - есть расписание, объясняет сопровождающий меня специалист, доступ к шкафам с одеждой ограничен определенным временем. А вот в пустующую пока душевую можно заглянуть. Кабинки облицованы кафелем, везде чистота, порядок. С горячей водой проблем нет. И мыло не приходится с собой из дому носить - все, что положено, выдается на месте Кафелем и чистотой белоснежных раковин сияет туалет. Может быть, кому-то эта подробность покажется лишней, но в заботе об удобстве рабочего человека мелочей нет.

Здесь же, рядом с раздевалками, - просторная бытовая комната. Стоит бильярд, оборудован уголок, где можно выпить чаю Все красиво оформлено, в каждой мелочи чувствуется заботливая хозяйская рука.

В бытовом блоке пусто.

- Обеденный перерыв уже закончился, - объясняет Леонид Левин, - а до конца смены еще далеко. Да и обедают наши рабочие в основном в столовой. Профсоюз и администрация предприятия следят за тем, чтобы стоимость обедов не превышала 20 рублей

В три часа дня занятия по технике безопасности в специально оборудованном классе Сегодня за партами - водители. На столе перед Преподавателем - пульт управления тренажерами. Теоретическая часть занятий сменяется практической.

В медсанчасти дожидается пред-рейсового медосмотра молодой рабочий. Ему скоро заступать на смену, но автобус не выпустят за ворота предприятия, пока медработник не удостоверится, что у водителя нормальное кровяное давление, что перед работой он не позволил себе выпить, что не болит голова "со вчерашнего". Только здоровому и трезвому можно доверить пассажиров. Осмотрев пациента и сделав отметку в документах, сотрудница медсанчасти открывает перед нами двери кабинетов - процедурного, стоматологического, смотрового, физиотерапевтического. Есть расписание приема специалистов. Работникам предприятия нет необходимости ехать за инъекцией или прогреванием в поликлинику по месту жительства - эти и другие медицинские услуги можно получить здесь.

Прикидываю: сколько же стоит такая забота о людях?

- В 2000 году затратили на мероприятия по охране труда три с половиной миллиона рублей, - вносит ясность Леонид Левин. - В 1999 году - чуть больше двух с половиной миллионов. Все делается по плану мероприятий и в соответствии с коллективным договором. На чем-то другом можем сэкономить, только не на этом. Коллективный договор составляем с таким расчетом, чтобы охватить все вопросы охраны труда. А это и содержание медицинского комплекса и столовой, и обеспечение рабочих спецпитанием и средствами индивидуальной защиты. Работа у транспортников тяжелая, средняя заработная плата - всего две с половиной тысячи рублей, поэтому заложили в коллективный договор статью о медицинской реабилитации в оздоровительном комплексе "Зеленая дубрава". Пребывание там в течение 24 дней обходится всего в 600 рублей.

Заботясь об удобствах работников, на автопредприятии открыли мастерскую по ремонту обуви и парикмахерскую.

Транспортное предприятие не относится к числу экологически чистых. Понимая необходимость охраны окружающей среды и улучшения условий труда, стали регулярно проводить с помощью специалистов городской СЭС замеры ПДВ и ПДК. Для улучшения качества питьевой воды из своей артезианской скважины заключили с медиками договор по отбору проб.

Затраты на мероприятия по охране труда и улучшению его условий окупаются сторицей. Полностью исключить из практики несчастные случаи на производстве пока не удается, но число их неуклонно снижается. Если в 1999 году на производстве пострадало девять человек, то в 2000-м - семь. Значительно снизился коэффициент тяжести несчастных случаев - с 1,52 в 1999 году до 0,12 в 2000 году.

Листая план мероприятий по охране труда, заложенный в коллективный договор, слушая своего собеседника, отмечаю его высокую профессиональную подготовку. Кажется, в вопросах охраны труда для него нет темных мест. Чего греха таить, инженер по охране труда на ряде предприятий - фигура отнюдь не представительная, назначают на эту должность людей нередко случайных, для проформы. Не очень-то с ними и считаются. От таких и отдача соответствующая. А ведь дело, которое им поручено, чрезвычайной важности! Речь идет о здоровье, о жизни работников. Поэтому вдвойне приятно встретить на такой должности специалиста грамотного, хваткого, знающего, что и как делать. Такого, как Леонид Левин.

- Как стал инженером по охране труда? - переспрашивает он. - Откуда так хорошо знаю производство? Так я немало лет отработают начальником колонны. Для меня все этапы работы - от подготовки машины до возвращения ее с линии - открытая книга. Знаю, на чем можно споткнуться, чем дышат водители и ремонтники, как им жизнь облегчить, как оградить от травмы или аварии. Ну а тонкости специализации постигаю в учебном центре - там организована регулярная учеба инженеров по охране труда, руководителей предприятий. Специальную литературу выписываю, интересуюсь нашими вопросами. Пестуют таких, как я, специалисты из управления по труду областной администрации - спасибо им за помощь. Большое значение вопросам охраны труда придает руководство нашего предприятия. Это уже традиция - следить за тем, чтобы год от года улучшались условия труда, чтобы труд был безопасным. И хотя времена мы переживаем нелегкие, денег на трудоохранные мероприятия не жалеем.