Информация, оборудование, промышленность

Криволинейные формы

Криволинейные формы

Теодор Кук отмечает, что все естественные изогнутые линии показывают некоторое отклонение и колебание в сравнении с теоретическими образцами; эти отклонения и более или менее заметные колебания служат характернейшими чертами жизни, причиной неповторимости изгибов поверхностей и объемов, в которых проявляют себя формы жизни. (М. Гика "Эстетика пропорций в природе и искусстве", 1936). "Все прекрасные линии созданы по математическим законам, исправленным природой". (Д. Рескин по кн. : И. И. Смолина "Традиции симметрии в архитектуре", 1990).

Линия в модерне имеет ярко выраженную пластичность, скругленные сложные траектории построений дают большие возможности. Криволинейные очертания основных форм являются линиями "напряженности", линиями своеобразной энергетической концентрации, требующими своего развития и "разрешения". Поэтому они также участвуют в выражении потенциальной динамики в архитектуре.

Криволинейная траектория изменения свойств формы в композиции модерна, по-видимому, носит ритмический характер.

Нигде как в модерне архитектор не мог себе позволить такого своеволия - применения произвольных криволинейных форм, сочетаний сложных неправильных кривых, скругленных сопряжений стен и потолков, обтекаемых очертаний привычных форм мебели и обстановки. "Все течет - все изменяется". Модерн любуется возможностями и многообразием естественной природной формы, изучает ее структуру и гармонические законы. Модерн открывает для себя богатство пластического выражения, которое дает форма криволинейных очертаний и особенности восприятия человеком форм, не жестких и строго определенных, а обладающих потенциальным развитием. "Подвижность гибкой криволинейной формы, отсутствие геометрической жесткости, не выраженность граней, скругленные углы ассоциируются в модерне с жизнью, с формой живого организма".