Информация, оборудование, промышленность

Доминантность и единичные компоненты

Доминантность и единичные компоненты

Как бы ни были выстроены единичные объекты природы, каждый представляет собой определенную доминантность, выявленную сообразно и в разной степени, и эта доминантность отображена формой, будь то яблоко, семечко ржи или человек. (И. Шевелев, М. Марутаев, И. Шмелев "Золотое сечение", 1990).

Принцип "доминантности" как в природе, так и в архитектуре выражается значимостью содержательной, структурной, внешней. Единичные явления и объекты так или иначе подлежат некой иерархии. Прежде в архитектуре для обозначения главного и особенного часто прибегали к использованию колоссальных размеров и преувеличенных контрастов.

Интерес к природному доминированию позволил первооткрывателям модерна увидеть другие возможности принципов доминанты в архитектурной композиции. Главному ударному элементу придавался особый смысл, здесь был сосредоточен главный символический акцент. К нему постепенно "вели" зрителя, увлекая композиционным замыслом и последовательно "подготавливалось" его восприятие. Это становилось кульминацией, драматургической "развязкой" затейливого и интригующе закрученного сюжета. Так, например, все фасады домов-особняков, не имевших блокированных пристроек, были решены по-разному. Главный фасад - самый яркий, но не первый, а финальный, по достоинству оцененный только после последовательного "прочтения" всех остальных.

Ритмический принцип организации давал возможность акцентировать пространства модерна, выстраивать нюансные соотношения и при этом безошибочно определять доминанты. Особенности зрительного восприятия позволяют ритмически организовывать восприятие "доминантности" и имеют свой природный "ключ" к декодированию сущностей зрением.