Информация, оборудование, промышленность

«Даешь энергоэффективность!», или прогресс по старой методике.

Вступивший в силу с 1 января этого года Федеральный Закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и созданная на его основе Правительственная Программа энергосбережения и повышения энергоэффективности до 2020 поставили перед страной высокую планку по энергосбережению и энергоэффективности экономики. Но насколько реально исполнение президентского Указа 2008 года о снижении энергоемкости ВВП страны к 2020 году на 20%, как чиновники, так и эксперты продолжают умалчивать, хотя лозунг «даешь энергоэффективность» более свойственен сталинской политике и отнюдь не дает гарантий продуктивного решения проблемы по сути.

Нечто подобное страна уже видела в период с момента принятия первого ФЗ «Об энергосбережении» до конца второго срока президентства Путина, когда 45 законов в области энергосбережения, 24 фонда энергоэффективности, около полутора десятков национальных стандартов и 600 целевых программ привели экономику по энергоэффективности на уровень, гораздо более низкий, чем не только в Германии, Японии, США, Канаде, но и в Индии, Саудовской Аравии и Китае. А управление электроэнергетикой монополиста по генерации, транспортировке и распределению электричества ОАО РАО «ЕЭС России», бездумно или сознательно игнорировавшего все наработки в отрасли в период СССР (установки укм58-04, преобразователи частот, противоаварийные комплексы и т.д.), привело только к техническому износу существующих сетей на уровне 60%. А фактически поставило всю электроэнергетику на грань возникновения кризиса, тем более пагубного после выкупа генерирующих мощностей после ликвидации РАО «ЕЭС России» приватизированными структурами.

Достаточно жесткая политика «кнута и лишь запаха пряника» президента Путина в то время не заставила строителей действовать в четком соответствии с требованиями СНиП 23-02-2003, промышленные предприятия внедрять конденсаторные установки КРМ и УКРМ, гибкие линии FACTS, СТАТКОМ и другие элементы интеллектуальных сетей SmartGrid, а заводы и транспорт минимизировать выбросы согласно Киотскому протоколу, подписанному самим же Путиным в 2004 году.

Реализация самой правительственной Программы энергосбережения и повышения энергоэффективности до 2020 a posteriori будет предельно сложной, причем основным фактором, способным существенно повлиять на успех действий, наверняка станет самофинансирование региональных программ энергоэффективности при государственных дотациях всего на уровне 8%. В то время, как ЕС вкладывает значительные средства в энергетику и всячески стимулирует внедрение эффективных технологических решений (конденсаторные установки для компенсации реактивной мощности, FACTS, СТАТКОМ, сети SmartGrid), наше Правительство традиционно поставило вопрос на самотек, оставив себе только функции контроля. Но где взять средства на финансирование региональных Программ энергоэффективности по-прежнему остается загадкой, поскольку привлечь инвесторов для реализации долгосрочных проектов предельно сложно, а собственные региональные бюджеты даже в самодостаточных регионах страны едва ли вынесут ожидаемые финансовые нагрузки.