Информация, оборудование, промышленность

Сезонные ограничения для большегрузов. Бережем асфальт или создаем условия для коррупции?

Осуществлять грузоперевозки по России – дело  непростое. Высокая конкуренция в отрасли, огромные расстояния между городами,  не самое лучшее состояние автодорог… Периодически к постоянным трудностям  добавляются временные. Практически каждый год в период весенней распутицы и  летней жары Министерство транспорта принимает решение об ограничении проезда  большегрузов по федеральным трассам.

2011  год не стал исключением. С 25 марта по 25 июня доставка грузов большегрузными автомобилями была ограничена из-за  весенней распутицы. С 15 июня по 15 августа тяжелым грузовикам запретили  перемещаться по некоторым федеральным трассам, если температура воздуха  превышает 32 градуса по Цельсию.

На  первый взгляд, такое решение кажется абсолютно обоснованным. В жару и во время  распутицы асфальт становится мягким. Колеса тяжелых грузовиков продавливают в  асфальте колею, существенно ухудшая качество дорожного покрытия. Доставка грузов по России большегрузами  не должна наносить такой ущерб российским дорогам – это очевидно.

При  детальном рассмотрении все выглядит не так хорошо. Не секрет, что качество  покрытия российских трасс далеко от идеального. Причем, не только в летнюю жару  и в весеннюю распутицу, а на протяжении всего года. Водители большегрузов,  осуществляющих грузоперевозки по России,  знают это не понаслышке.

Ограничением  проезда по дорогам проблема не решается. Для того, чтобы доставка грузов тяжелыми грузовиками не уродовала дороги России, нужно  не ограничивать проезд, а повышать качество покрытия этих самых дорог. Не будем  забывать, что, несмотря на все разговоры об отмене транспортного налога после  повышения цен на топливо, регулярные выплаты так и не были отменены.  Получается, что осуществляющие доставку  грузов по России компании должны сначала платить деньги на восстановление  дорог, а потом страдать из-за трехмесячных простоев.

Фактически,  фирмам-транспортировщикам предлагается три варианта решения создавшейся  проблемы. Первый – отложить грузоперевозки  по России до окончания действия ограничений. То есть, понести убытки, и,  возможно, потерять заказчиков.

Второй  – повысить стоимость доставки грузов, чтобы  компенсировать расходы на оформление разрешений на проезд по федеральным  трассам. Как и в предыдущем случае, результатом такого решения будет отток  клиентов, и, в конечном счете, снижение прибылей.

Третий  – предложить заказчикам альтернативные варианты грузоперевозок. Например, доставку грузов по России малотоннажным  транспортом. Увы, и в этом случае повышение стоимости и увеличение сроков  транспортировки будет практически неизбежным. Следовательно, как и при  использовании ранее описанных способов, в итоге мы получим потерю части заказов  и отток заказчиков.

И,  наконец, последний вариант – продолжать работать по обычной схеме, решая  проблемы «на месте». То есть, фактически, предлагая взятки сотрудникам ГИБДД.

Хотят  ли перевозчики работать по такой схеме? Безусловно, нет. Времена дикого  капитализма давно прошли, и сегодня коммерсанты предпочитают оформлять свою  деятельность в соответствии с законом. Будут ли они выбирать этот вариант?  Безусловно, да. Просто от безысходности – ведь все другие способы напрямую  угрожают жизнеспособности транспортной компании. Вот и получается, что  очередное благое начинание фактически стало еще одним фактором, стимулирующим  коррупцию на дорогах.