Информация, оборудование, промышленность

Виды и характеристики дизельного топлива

Дизельное топливо относится к категории светлых нефтепродуктов, получаемых в процессе прямой перегонки нефти.

Существует три основных вида дизельного топлива, используемого для автомобильных двигателей. Основным признаком градации являются условия его использования: летнее, зимнее, и арктическое дизельное топливо.

Плотность дизтоплива служит его основным энергетическим показателем. Чем выше ее величина, тем большее количество энергии выделяется в процессе сгорания и, соответственно, растут показатели экономичности и эффективности. Другим показателем топлива является температура вспышки, которая является главным признаком его пожароопасности.

Важным параметром дизтоплива является цетановое число, поскольку от его величины зависит полнота сгорания, уровень детонации и токсичность выхлопных газов.
Его среднее значение обычно находится в пределах от 40 до 50, и чем выше этот показатель тем лучше качество дизтоплива.

Свойства дизельного топлива, которые имеют большое значение при его использовании в условиях низких температур, характеризуются показателями температуры застывания, температуры помутнения и предельной температурой фильтруемости.

ДИЗТОПЛИВО ЛЕТНЕЕ имеет нормативную плотность не выше 860 кг/м³. Температура вспышки у него согласно требованию норм не должна быть ниже 40 °C. Температура застывания не выше −5 °C. Его условное обозначение содержит букву Л - летнее, 0,2- массовая доля серы и 40 – температура вспышки (Л-0,2-40 согласно ГОСТ 305-82)
Зимнее дизтопливо должно иметь плотность не выше 840 кг/м³ и температуру вспышки 35 °C. Нормируемая температура застывания у него должна быть не ниже показателя −35 °C.

Получают ДИЗТОПЛИВО ЗИМНЕЕ так же, как и летнее, путем смешения углеводородных фракций, но с более низким значением температуры выкипания. Кроме этого способа, зимнее дизтопливо вырабатывается из летнего путем добавления на нефтебазе или в заводских условиях специальных депрессорных присадок, которые снижают температуру застывания, но практически не изменяют температуру предельной фильтруемости. Маркировка зимнего дизтоплива обозначается буквой З - зимнее, за которым идет массовая доля серы, а затем температура застывания -35°С.

Арктическое дизельное топливо имеет нормативную плотность не выше, чем 830 кг/м³. Температура вспышки у него 30 °C, а температура застывания не выше −50 °C. Арктическое дизтопливо по своему составу это утяжеленный керосин, поэтому в него на заводах добавляют не только цетаноповышающие добавки, но и минеральное моторное мало для повышения смазывающих свойств.

Следует отметить, что на рынке встречаются кустарные способы фальсификации зимнего дизтоплива, когда в летнее дизельное топливо домешивают около 20 % керосина ТС-1. Главная опасность такого фальсификата заключается в том, что вместе со снижением температуры застывания падает вязкость топлива, в результате чего оно теряет свои смазывающие свойства. В худшую сторону при этом также меняется цетановое число, поскольку у керосина его величина всего 35-40, а у кондиционного зимнего дизтоплива - 45 и выше. В итоге такая смесь приводит к повышенному износу поршневой группы двигателя и поломке топливного насоса высокого давления.